1928 год, 16-18 ноября. В формате так называемых «закрытых» спектаклей для работников казанских заводов и фабрик на сцене Рабочего клуба (бывший «Театр Алафузова») в Заречье состоялись первые показы «Наёмщика» по пьесе Т. Гиззата, наиболее прославившим имя Салиха Сайдашева. Сайдашев по-новому подошёл к раскрытию средствами музыки содержания драмы, главным действующим лицом которой является народ, что проявилось в опоре на принципы оперной эстетики русских классиков. В «Наёмщике» персонажи получили индивидуализированные музыкальные характеристики посредством разнообразных вокальных форм: арий, дуэтов, ариозо. Важные функции в действии приобрели развёрнутые оркестровые номера и хоры. Большую роль в действии выполняют оркестровые номера, в особенности две хореографические сюиты. Одна из них состоит из разнохарактерных номеров в духе народных плясок, другая построена в форме классической балетной сюиты. Эти сюиты стали истоком развития двух направлений современной татарской танцевальной музыки. В сюите последовательно чередуются «Адажио», «Пастораль», «Вальс». Композитор изобретательно пользуется оркестровыми красками, сопоставляя контрастное звучание различных инструментов.

Фотография – из архива НМ РТ.