Проект «На все сто».

Лето 1924 года – работа с Г. Кайбицкой над музыкальной драмой М.Файзи «Асылъяр» и премьера спектакля в летнем театре сада «Эрмитаж». Музыкальное сопровождение вёл Сайдашев, играл на фортепиано в стороне от сцены.

12-го июня 1925 года с успехом прошла пьеса М.Файзи «Ак калфак» («Белый калфак») с музыкой Сайдашева.

25-го июня 1925 года. Состоялось важное событие в истории татарской музыки — премьера первой татарской оперы «Сания» С.Габяши, Г.Альмухаммедова и В.Виноградова, которая оказала большое влияние на рост национальной музыки в целом и, в частности несомненно, было значительным для творчества Сайдашева.

Фотография – Программа спектакля «Асылъяр» по пьесе М. Файзи, 1925г..

Проект «На все сто».

13-20 июня 1930 года. Татарский государственный академический театр принимает участие во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве, где идет музыкальная драма с музыкой Салиха Сайдашева «Ил» («Родина») и музыкальная драма «Голубая шаль». Музыкальную драму «Родина» предваряет увертюра, долгое время считавшаяся утраченной.

А в июне 1931 года Сайдашеву предлагалось: «Написать татарские мелодии к 1 сентября, из них два соло, два дуэта и трио».

Тинчурин и Сайдашев выехали с целью сбора материала для нового музыкально-драматического произведения и совершили поездку в Высокогорский и Арский районы Татарии, избрав не совсем привычный способ передвижения — велосипеды. Результатом этой памятной поездки стало самое светлое, радостное из всех произведений, созданных совместно — музыкальная драма «Кандыр буенда» («На Кандре»). Она стала «гвоздём» следующего сезона. Ей суждено было оставить яркий след в истории татарского театрально-музыкального искусства. Тинчурин начал писать пьесу сразу по возвращении и завершил её примерно к концу года, Сайдашев написал музыку непосредственно перед премьерой.

Фотография – Салих Сайдашев в годы работы над музыкальной драмой «Ил», архив НМ РТ.