Музей был открыт 25 июня 1993 года. Располагается в двухэтажном здании, построенном в 1904 году архитектором Ф.Ф. Амлонгом и являющемся историческим памятником.Оно представляет собой дворовый флигель, входящий некогда в комплекс зданий клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, известного в народе под названием «нового» или «чиновничьего» клуба(ныне Театр драмы и комедии имени К. Тинчурина). В одной из квартир этого дома с 1930 по 1954 год, с небольшими перерывами жил и создавал свои лучшие произведения композитор Салих Сайдашев (1900-1954).

Салих Замалетдинович Сайдашев – выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки, педагог, народный артист ТАССР. Его принято считать создателем нового в татарском национальном искусстве жанра музыкальной драмы. Сайдашев -один из первых татарских профессиональных дирижеров, пианист, автор музыки к спектаклям Татарского государственного академического театра им. Г. Камала (около 60 спектаклей).

Музей включает экспозиционные залы и музыкальный салон, где проходят творческие встречи и музыкальные вечера. Экспозиция музея повествует о С. Сайдашеве как о продолжателе богатейших многовековых традиций татарской музыкальной культуры, и в то же время о новаторстве его творчества, заключающегося в талантливом соединении национальных фольклорных традиций с опытом европейской музыкальной классики. В фонде музея хранятся фотографии С. Сайдашева, фоно- и грамзаписи, аудио- и видеокассеты, ноты, музыкальные инструменты, предметы быта. Оригинальное художественное решение экспозиции помогает посетителю осмыслить эпоху, этапы биографии и самые яркие творческие достижения композитора с позиции сегодняшнего дня. Наиболее запоминающимися элементами в музее являются инсталляции, посвящённые самым известным музыкальным сочинениям композитора – «Голубая шаль», «Наёмщик», «Марш Красной Армии».

В мемориальной «Белой комнате» экспонируются подлинные вещи композитора – пианино фирмы “GeorgHoffman” (Берлин, конец ХIХ – начало ХХ века), круглый винтовой стул, дирижёрская палочка. Также представлены трельяж матери С. Сайдашева (конец ХIХ века), рукописный дневник первой ученицы композитора – Фатимахизухры Султановой, 16 музыкальных фрагментов из произведений С. Сайдашева, озвучивающих художественно-образные композиции, среди которых особую ценность представляет отрывок из увертюры к музыкальной драме Фатхи Бурнаша «Тахир и Зухра» («Восточный балет», дирижирует С. Сайдашев).